Разработка ПНООЛР Порядок требования и примеры

Цели и задачи создания и разработки ПНООЛР

Основное содержание проэкта ПНООЛР

  • норматив образования отходов – рассчитываемый параметр для отходов каждого вида по степени их опасности и относительно состояния экологии на территории их образования. Для России утверждена общая база за исключением нескольких природных зон.
  • лимит размещения отходов – максимальный объем отходов одного вида за определенный период, который вырабатывается в процессе работы предприятия (лимиты продлеваются один раз год).

Без этого документа невозможно вести обычную деятельность компании, в том числе:

  • планировать строительство объектов или осуществлять эксплуатацию производства (цехов, мастерских),
  • рассчитывать объем выпуска готовой продукции,
  • выполнять любые процессы с отходами – их сбор, транспортировку и утилизацию.

Переработка вторсырья (петля Мебиуса)

  • представление и расчет количественного объема производимых отходов относительно реального объема производства,
  • обоснование и планирование отходов, оказывающих негативное влияние на экологию и окружающую среду,
  • обоснование размещения отходов в отведенных для них местах.

Проектом предусматриваются определенные условия для временного складирования отходов и участки для их размещения в рамках соблюдения нормативов действующего санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства.

ПНООЛР – это главный с точки зрения экологии документ, сопровождающий производственный процесс на каждом предприятии. Разработка проекта необходима в целях:

  • определения состава (качественного и количественного) отходов, образующихся на предприятии,
  • оптимального выбора способа их утилизации – возможное использование, обезвреживание или захоронение.

Что такое ПНООЛР?

  • расчет годовых нормативов образования отходов;
  • расчет количества ежегодно образующихся отходов;
  • обоснование количества отходов, предлагаемых для использования и (или) обезвреживания;
  • обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения определенным способом на установленный срок в конкретных объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на территории.

Какие организации обязаны иметь ПНООЛР?

Кому необходима разработка ПНООЛР

В 11-ой статье ФЗ № 89 четко обозначен круг организаций, которые обязаны выполнить проект отходов для того, чтобы уменьшить их количество образования – это компании любых организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели, деятельность которых относится к эксплуатации объектов (зданий, сооружений, производственных площадок), связанных непосредственно с отходами.

Так или иначе, любое предприятие имеет в своей деятельности отходы. Законом разъясняется, что ПНООЛР разрабатывается для тех организаций, которые, исходя из производственной необходимости, взаимодействуют с вредными и опасными отходами или занимаются обслуживанием отходов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду и жизнь людей.

К примеру, компания может заниматься транспортировкой отходов или процессом их утилизации. Отдельные предприятия сталкиваются с процедурой захоронения отходов собственного производства.

Кому необходимо иметь проэкт НООЛР.

Для компаний малого и среднего бизнеса нет необходимости в разработке проекта отходов, но они должны каждый год подавать отчет в специализированной форме об образовании в их деятельности отходов.

Основание для разработки

Необходимость разработки ПНООЛР для предприятий определяется ключевым нормативным актом – Федеральным законом № 89 «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998, статья 11, согласно которой юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать ПНООЛР в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

ПНООЛР разрабатывается в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

Процесс и этапы разработки ПНООЛР

Этапы разработки ПНООЛР

  • экологическая обстановка на территории и вокруг предприятия,
  • объемы, класс и вид производимых отходов,
  • размеры и вместимость площадки для хранения отходов,
  • расчетные сроки и возможность использования площадки для захоронения отходов,
  • предельно-допустимые вредные воздействия (ПДВ) отходов на окружающую среду,
  • свойства отходов, которые допустимо использовать для вторичного применения,
  • технологии переработки отходов, разрешенные и применяемые для предприятий в определенной отрасли,
  • экономическую целесообразность транспортировки отходов отдельными партиями.

В процессе системной работы над проектом выделяются последовательные этапы:

  1. Получение от заказчика исходной документации.
    Исходными данными (основанием) являются – информация технологических карт, регламенты использования сырья, замеры по выбросам и сбросам прошлого года, ранее подготовленные отчеты по этой теме. Все полученные сведения формируются в табличном виде или как приложения и прилагаются вместе с ПНООЛР.
  2. Выезд специалиста-эколога на предприятие для оформления реестра отходов по кодам ФККО (Федеральный каталог классификации отходов).
    Специалист непосредственно на предприятии выявляет рабочие процессы с образованием отходов или другие источники их появления, фиксирует площадки их временного скопления или полного захоронения.

    Разработка ПНООЛР

  3. Подготовка ПНООЛР – оформление документации.
    К моменту разработки проекта у предприятия должны быть проведены обязательные мероприятия:
    • первичный учет образующихся отходов (инвентаризация источников их образования),
    • выделены и оборудованы места для хранения отходов,
    • оформлены паспорта на каждый вид отходов с указанием класса опасности,
    • получена лицензия на сбор, транспортировку и размещение отходов I — IV класса опасности.
  4. Согласование в Росприроднадзоре.
    Проект ПНООЛР готовится в 2-х экземплярах. Один остается в органах Росприроднадзора, второй хранится на предприятии. Допускается подача проекта нормативов на отходы в электронном виде при наличии его подписи ЭЦП (электронной цифровой подписью).

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)

Содержание проекта НООЛР:

  • характеристика деятельности и рабочих процессов отдельного предприятия в качестве основного источника образования отходов,
  • систематизация отходов по ФККО и классам опасности (сведения указываются в паспортах отходов),
  • описание каждого вида отходов по составу, физико-химическим свойствам и характеристикам,
  • расчеты ежегодных объемов отходов и их обоснование,
  • схема операционного движения отходов, в том числе и передача другим организациям,
  • определение и характеристика площадок (мест) для временного хранения или складирования отходов для их дальнейшего вывоза,
  • характеристика технологий и оборудования для переработки (повторного использования) отходов и/или их обезвреживания,
  • сведения о площадках, на которых размещаются отходы,
  • характеристики мониторинга окружающей среды на территориях размещения отходов,
  • предложения и мероприятия по снижению количества образования отходов,
  • предложения по лимитам на размещение отходов.

Документация

Состав проекта и дальнейшее согласование.

Сам проект ПНООЛР представляет собой экологический проект, основной целью которого выступает нормирование количества образования отходов на предприятии.

Предлагаем ознакомиться:  Декупаж. Советы для начинающих

Состав проекта полностью характеризует деятельность предприятия по обращению с отходами, дает их полное описание. Он предусматривает мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду и устанавливает нормативы на образование всех видов отходов.

Обычно в состав проекта входят следующие разделы:

  1. Раздел, дающий характеристику самому предприятию и виду его деятельности, включающий реквизиты, описание производственных площадок и их адресов, и характеристику технологии.
  2. Следующим разделом выступает описание производственного процесса, как источника образования отходов. Зачастую данный раздел оформляется в виде блок-схем движения образующихся отходов внутри предприятия.
  3. Далее приводится раздел, в котором дается характеристика паспортов отходов, которые разрабатываются как самим предприятием, так и организацией, разрабатывающей проект по отходам.
  4. Очередной раздел посвящен расчетом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
  5. В разделе по операционному движению отходов дается описание отходам, которые передаются для дальнейшего обращения сторонним предприятиям.
  6. Далее описываются места, расположенные внутри предприятия и предназначенные для временного накопления отходов.
  7. В следующем разделе дается описание установок по обезвреживанию и переработке отходов, используемых предприятием.
  8. Далее дается характеристика объектов, на которых предприятие размещает отходы
  9. После описывается система наблюдения за состоянием экологии в местах размещения отходов предприятием.
  10. Приводится характеристика мероприятий, направленных на уменьшения влияния отходов на окружающую природную среду.
  11. Последним разрабатывается раздел с предложениями по лимитам размещения отходов.

Далее уже следуют приложения. Они включают заверенные копии договоров, лицензий, карт и т.п.

Готовый проект направляется на согласование в Росприроднадзор, где проверяется в течение 30 рабочих дней. По окончании проверки при положительном результате согласования для предприятия утверждаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Ответственность за отсутствие проекта устанавливается статьями 8.1 и 8.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ. По первой статье в случае отсутствия разработанного и утвержденного проекта на предприятие налагается штраф в размере до 100 тысяч рублей. По второй статье ответственность возникает при неверном обращении с образующимися отходами и обойдется предприятию в сумму до 250 тысяч рублей.

В проекте обосновываются предлагаемые нормативы образования конкретных видов отходов в среднем за год (в тоннах в год) на основании нормативов образования отходов. Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. За расчетную единицу продукции (работ, услуг) в зависимости от источника образования отходов принимается:

  • единица произведенной продукции, единица используемого сырья — для отходов производства;
  • единица расстояния (например, километр) — для отходов обслуживания транспортных средств;
  • единица площади — для отходов при уборке территории;
  • человек — для отходов, образовавшихся в жилых помещениях;
  • единица места — для гостиниц, столовых и других организаций и учреждений.

Почему выгодна разработка ПНООЛР?

Согласованный проект НООЛР является основанием для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Предприятию выдается разрешение с указанием этих лимитов и по ним рассчитывается плата за негативное воздействие на окружающую среду.

При отсутствии ПНООЛР или нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по ФЗ № 89 предусмотрено ограничение деятельности предприятия с возможностью полного прекращения.

Штрафы

Согласно Кодексу РФ об административных нарушениях за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований (отсутствие ПНООЛР) предусматривается ответственность в виде наложения штрафа:

  • на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 рублей,
  • на индивидуальных предпринимателей — от 30 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности на период до 90 суток,
  • на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 рублей, в том числе и приостановление деятельности на период до 90 суток.
Предлагаем ознакомиться:  Порядок в гардеробе

Сколько по времени это займет?

Срок разработки проекта ПНООЛР специалистами нашей компании составит от 10 рабочих дней, с момента предоставления необходимых исходных данных, в зависимости от количества видов отходов.

Далее ПНООЛР подлежит согласованию в территориальном отделении Росприроднадзора, либо в местном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере охраны окружающей среды в зависимости от уровня экологического надзора для данного предприятия. Для местных органов может быть утверждён собственный документ, содержащий методические указания по разработке проекта, однако в целом по стране подобные документы целиком или практически полностью основаны на Приказе № 349. Срок согласования зависит от административных регламентов вышеперечисленных органов и составляет от 30 рабочих дней.

Варианты разработки ПНООЛР

Некоторые предприятия пытаются самостоятельно заниматься разработкой ПНООЛР. Для этого требуется большое количество времени и специальных знаний. Необходимо постоянно отслеживать изменения в законодательстве и изменять проект в соответствии с нововведениями. Как правило, и процедура согласования документа в этом случае проходит длительно и затратно (с отказами и повторным принятием документов).

Процесс разработки ПНООЛР профессионалами

Разработка ПНООЛР

  • специалисты имеют высокую квалификацию и уровень знаний, владеют информацией о последних изменениях законодательной базы, что влияет на качество подготовки проекта и его последующее согласование, а также гарантирует минимальные сроки исполнения работ,
  • маловероятны или исключаются ошибки при разработке проекта, поскольку профильные компании обращаются только в проверенные лаборатории или к опытным партнерам,
  • специализированные компании дают экспертную оценку деятельности предприятия, что влияет на оптимизацию процессов образования отходов и их количества и помогает снизить налоговую нагрузку.

В основном составление и подготовка ПНООЛР в профильных компаниях не превышает 10-ти рабочих дней с момента получения полного пакета исходных документов. В зависимости от степени сложности оформления – характера видов деятельности предприятия и номенклатуры образующихся отходов, срок исполнения проекта может быть увеличен до 20 – 30 дней.

Срок согласования разработанного ПНООЛР в государственных органах не превышает 30-ти рабочих дней со дня подачи документов, которые принимаются по описи с обязательной отметкой о получении. После проверки документация утверждается или отправляется на доработку. В этом случае в письменной форме прикладывается пояснение причин отказа в утверждении.

Экология на бумаге

Стоимость разработки ПНООЛР в каждом конкретном случае рассчитывается индивидуально. Некоторые компании устанавливают определенную цену за один вид отхода и конкретные операции – расчет класса опасности, получение паспорта и т.д. Другие – предпочитают указывать общую цену за проект, которая варьирует от сочетания параметров:

  • специализация и масштабы деятельности предприятия,
  • количество и разнообразие образующихся отходов, класс их опасности,
  • необходимость биотестирования отходов и выполнения химического анализа,
  • прочих важных особенностей рабочих процессов конкретного предприятия.

Цена

Стоимость проекта на 1-10 видов отходов для одной площадки составит от 80 000 рублей. В цену входит разработка проекта и согласование в Росприроднадзоре со 100%-ной гарантией.

Ответственность за отсутствие проекта ПНООЛР для предприятий – штраф до 250 000 рублей, плюс необходимость разработать данный документ (КОАП РФ, ФЗ № 195 от 30.12.2001, ст. 8).

Своевременная разработка проекта гарантирует Вам:

  1. Стабильную работу предприятия в течение 5 лет без остановок производства и серьёзных штрафных санкций.
  2. Благодаря получению документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Росприроднадзором согласно требованиям ФЗ № 89, Вы точно знаете, сколько отходов может образовываться в процессе деятельности Вашего предприятия и какое количество отходов Вам разрешено передать для размещения на полигоне.

Оптимальное соотношение цены, качества и срока

Разработка «под ключ» мы знаем, как сделать проект, который устроил бы и вас и надзорные органы

Гарантия согласования проекта. Все наши проекты прошли получили положительные заключения

Согласования в государственных органах с первого раза

Гибкая система оплаты: мы готовы предложить поэтапную оплату

Вы гарантированно сможете получить консультацию о ходе выполнения работ от специалистов

Срок действия проекта НООЛР и возможность его продления

Законодательно установлен период действия проекта НООЛР для юридических лиц и ИП, которые занимаются размещением опасных отходов, на срок действия их лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов. Для других организаций ПНООЛР утверждается на срок действия 5 лет.

Экологические услуги ПНООЛР или отчетность СМ и СБ

При этом лимиты отходов на их размещение продлеваются ежегодно отчетом о неизменности используемого сырья и производственных процессов. Такой отчет формируется, если в общей деятельности предприятия не происходит значимых изменений. Технический отчет о неизменности производственного процесса подтверждает, что через год после получения документа о нормативах образования отходов и лимитов на их размещение, процессы производства на предприятии остались прежними (без изменений) и полностью соответствуют указанным в проекте НООЛР. Фактическим доказательством продления утвержденных нормативов является отметка с датой на заявлении о принятии отчета.

Предлагаем ознакомиться:  Уход за беговой дорожкой в домашних условиях: как смазать, ухаживать и правильно пользоваться беговой дорожкой

В иных ситуациях – внедрение новых технологий, изменение численности персонала, появление новой номенклатуры в выпускаемой продукции, обновление техники и оборудования, требуется вносить в проект соответствующие корректировки и снова подавать на согласование. Суть и форма подачи технического отчета о неизменности производственного процесса регламентируются приказом Ростехнадзора № 703 от 19.10.2007г. («Методические указания по разработке ПНООЛР»).

Крупное предприятие

Когда заканчивается срок действия проекта НООЛР у предприятия, не относящегося к числу субъектов малого или среднего бизнеса, потребуется выполнить разработку нового ПНООЛР, даже при отсутствии каких-либо изменений в производственной деятельности. Если в это время на предприятии проводится проверка, то можно получить штраф за отсутствие проекта отходов.

Кто может разработать проект?

Часто возникает вопрос о том, арендатор или арендодатель должен разрабатывать проект по отходам при предоставлении помещений и территорий в аренду. Стоит отметить, что данное условие в первую очередь определяется договором аренды. Если в нем будет прописано, что образуемые арендатором отходы следует передавать в собственность арендодателя (при его на то разрешении), то это следует оформить отдельным договором.

Если отходы арендатора не передаются арендодателю, то и проект по отходам разрабатывается им самостоятельно.

ПНООЛР не разработается предприятиями, образующими отходы только в одном случае – если они относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП). Для таких предприятий существует определенная форма отчетности по образующимся, обезвреженные и используемым отходам (или отчетность МСП). Требования к таким отчетам устанавливаются Приказом Минприроды России от 30.11.2010 № 530.

Для некоторых предприятий существует возможность разработки проекта по отходам не в полном объеме. Это возможно при:

  • объеме образования отходов менее 150 тонн в год;
  • в случае отсутствия на предприятии отходов 1 и 2 классов опасности;
  • при образовании отходов 3 класса опасности менее 5% от общего объема образующихся отходов производства и потребления.

Если предприятие уже выяснило, что ему требуется разработка проекта образования отходов и лимитов на их размещение, то приступить к ней следует незамедлительно Это позволит избежать многотысячных штрафов за нарушение природоохранного законодательства, а также снизит размер экологических платежей При отсутствии проекта платежи за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) считаются в 25-кратном размере, с 2019 года – в 100-кратном.

Разработку проекта ПНООЛР предприятие может провести своими силами. В большинстве же случаев руководство предпочитает обращаться в специализированные организации, занимающиеся составлением и согласованием экологической документации. В данном случае, стоимость работ будет составлять от 29900 рублей. Срок в среднем занимает около одного месяца.

Для разработки проекта ПНОЛР предприятие подготавливает ряд документов. В их число войдут:

  1. Сведения о самом предприятии – наименование, адреса местонахождения, контакты, реквизиты, правоустанавливающие документы на землю и помещения, сведения о технологическом процессе и исходных материалах, используемых в нем.
  2. Копии договоров со специализированными организациями на прием отходов от предприятия.
  3. Форма отчетности 2-ТП отходы.
  4. Сведения об имеющемся оборудовании для переработки и обезвреживания отходов.
  5. Копия лицензии на обращение с отходами.
  6. Сведения о местах временного накопления отходов на предприятии.
  7. Копии утвержденных паспортов или лабораторных протоколов о химическом составе отходов при их наличии.
  8. Схема промплощадки с нанесенными на нее местами образования отходов.
  9. Прочие документы, касающиеся процессов образования и обращения с отходами или деятельности предприятия в целом.

Особую сложность вызывает наличие документов на вывоз и размещение/утилизацию отходов. К ним можно отнести:

  • договор на вывоз отходов,
  • наличие лицензии,
  • договор с полигоном,
  • наличие лицензии у полигона и уведомления о внесении в реестр.

Разработка проекта по отходам для филиалов предприятия.

Начать хотелось бы непосредственно с видов образующихся отходов. Разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение касается только отходов производства и потребления. Согласно Приказу МПР №50 от 25. 02.2010 г. она не затрагивает деятельность, в ходе которой образуются медицинские, радиоактивные или биологические отходы.

По этой же причине ни проект, ни паспорта опасных отходов не нужно делать предприятиям с медицинским ОКВЭДом.

При наличии на предприятии филиалов или обособленных подразделений существует два варианта развития ситуации, в основном зависящих от территориального расположения их относительно друг друга.

  1. Если филиалы предприятия территориально располагаются в различных субъектах РФ, то разрабатывать проект ПНООЛР требуется для каждого филиала отдельно. Разработка в данном случае единого проекта по отходам будет являться причиной для отказа в утверждении и согласовании лимитов в контролирующей организации.
  2. Если же филиалы предприятия располагаются на территории единого субъекта РФ, то правомерной будет разработка как единого проекта для всех филиалов, так и для каждого филиала отдельно. Данное решение принимает только руководитель предприятия.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про уборку
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector