Сокращение размеров санитарно-защитной зоны

Стоимость разработки проекта сокращения СЗЗ

Цена: Срок:
180 000 руб. 3 недели

ЭП “ФлорЭко” готово предложить вам свои услуги по разработке нового проекта, составлению обоснований, проведению лабораторных и исследовательских работ, а также по согласованию проекта сокращения санитарно защитной зоны в государственных органах. К нам вы можете обратиться с любой экологической задачей – штат квалифицированных и опытных экологов ЭП “ФлорЭко” предложит наиболее рациональное решение и поможет достичь желаемого результата.

Особенности разработки проекта по сокращению санитарно-защитной зоны (СЗЗ)

СанПиН «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» определяет размеры санитарной зоны по количеству вреда, наносимого окружающей среде, а также служит руководством для разработки проекта СЗЗ при проектировании указанной зоны.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

Установление границ санитарно-защитной зоны требуется для строящихся или реконструируемых предприятий:

  • Юр. и физлицами, которые размещают, проектируют, строят и используют промышленные объекты с повышенным классом опасности
  • Для проекта обоснования сокращения СЗЗ (если территория включает непромышленные объекты)

Для действующих предприятий IV и V класса  СЗЗ не требуется согласно п. 1.2 (в действующей редакции от 09.09.2010) СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Довольно часто при проверке предприятий инспекторами Роспотребнадзора предъявляется избыточное требование об установлении границ СЗЗ для действующих объектов, мотивируя это тем, что в Федеральном законе N 96-ФЗ не сказано, что СЗЗ необходима только на этапе строительства/реконструкции.

Кроме того, Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22 ноября 2010 г. № 01/16400-0-32 также указывало на необходимость разработки проекта СЗЗ и установления СЗЗ для действующих объектов в ряде случаев.

Однако по этому вопросу существует новое разъяснение Главного государственного санитарного врача РФ — письмо Роспотребнадзора от 22.11.2010 № 01/16400-0-32 «О разъяснении изменений № 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03», которое отменяет действие предыдущих разъяснений.

Сокращение размеров санитарно-защитной зоны

Проект СЗЗ нужен, чтобы спроектировать и разметить границы санитарно-защитной зоны. Существует юридическое основание для проекта СЗЗ.

Задачи, которые решает проект СЗЗ:

  1. Обоснование допустимости промышленного строительства на территориях населенных пунктов
  2. Служит аргументом инспектирующим службам, при обосновании отсутствия вредного воздействия на жилую зону.
  3. Избавление от штрафа до 100 000 рублей (статья 6.3 КоАП ) и приостановки деятельности предприятия на 90 суток при выявлении негативного воздействия на окружающую среду.

Получить консультацию по СЗЗ   Отчет по программе мониторинга СЗЗ

Если в границы проектируемой санитарной зоны входят непроизводственные объекты (жилые дома, общественные учреждения), то предприятию, вне зависимости от класса опасности, требуетсяпроект обоснования сокращения СЗЗ.

Для многих предприятий со сложившимся географическим положением относительно жилой застройки, сокращение СЗЗ является единственным выходом.

разработка проекта по экологии

Сократить радиус санитарной зоны возможно, если принимаются подобные меры:

  • Снижение объемов вредных выбросов и сбросов
  • Совершенствование технологической цепочки предприятия
  • Создание очистных сооружений на территории предприятия
  • жилые застройки
  • ландшафтные зоны
  • зоны курортов, пансионатов
  • территории садоводческих организаций
  • коттеджи
  • дачные индивидуальные и коллективные участки
  • спортивные сооружения
  • детские игровые площадки
  • детские учреждения
  • лечебно-профилактические учреждения, больницы

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Рассматривая проектные документы по сокращению санитарных зон, государство принимает во внимание все доказательства, которые представляет природопользователь. В качестве таковых могут выступать данные, полученные в ходе систематических лабораторных наблюдений. По каждому ингредиенту необходимо проводить исследования в отдельной точке не менее 50 дней. Нужно сделать оценку риска для здоровья населения (для предприятий 1 и 2 класса), проживающего в населенном пункте и на прилегающих территориях.

Сокращение зоны целесообразно, если уровни химического и биологического загрязнений в пределах СЗЗ ниже ПДК и ПДУ, а уровень физического воздействия на границе ниже гигиенических нормативов. Вопрос о сокращении санитарно-защитной зоны также стоит рассматривать, если уменьшаются производственные мощности, перепрофилируются эксплуатируемые объекты, изменяется состав предприятий.

Можно подготовить новый проект и пакет документов по сокращению санитарной зоны, если внедрены передовые технологии, которые способствуют уменьшению негативного воздействия на ОС. Например, если на объекте заменены системы очистки и фильтрации. Законодательно предусмотрена возможность не только сокращения СЗЗ, но и изменения класса опасности объекта, но это уже другой профиль работ.

Предлагаем ознакомиться:  Как отмыть пригоревший противень

Для каждого объекта расстояние до санитарно-защитной границы определяют отдельно, в зависимости от уровня его биологического, физического, химического воздействия. Данные территории предприятий обозначаются на генплане города специальными знаками, поэтому все изменения, связанные с сокращением санитарных зон предприятий, должны согласовываться с государственными органами.

Разработка проекта и проектной документации – сложная многоплановая работа. Даже если у предприятия свой штат экологов, лучше поручить эту задачу сторонней организации. Штатные специалисты не всегда следят за всеми изменениями в законодательстве, у них мало опыта (или вообще его нет) по разработке проектных документов данного вида.

Если расчеты будут выполнены неверно, обнаружатся неточности, или если представители контролирующих органов усомнятся в достоверности указанной в проекте информации, поступит отказ в сокращении защитной зоны. Если проектированием занималась сторонняя организация, то у предприятий есть возможность предъявить претензии (что почти невозможно, когда работу выполнял штатный специалист-эколог, работающий на предприятии).

Прежде чем выполнять расчеты по определению новых границ в связи с сокращением санитарной зоны, нужно провести ряд экологических работ. В перечень основных задач включены:

  • проведение расчета уровня шума;
  • получение данных по фоновым загрязнениям территории;
  • разработка и представление раздела по благоустройству и озеленению зоны;
  • организация проведения натурных измерений;
  • определение ориентировочного размера СЗЗ с учетом акустического воздействия, различных неионизирующих излучений;
  • разработка мероприятий по функциональному зонированию территории, определение режима ее использования;
  • составление графических материалов для представления интегральных границ;
  • определение ориентировочного размера и примерных границ СЗЗ с учетом химического загрязнения окружающей среды;
  • получение достоверной справочной информации по перспективе развития прилегающей территории;
  • выявление источников загрязнения ОС;
  • проработка воздухоохранных мероприятий для достижения до ПДК и ПДУ уровней физического, биологического, химического воздействий.

Экологическое предприятие «ФлорЭко» предлагает услуги по разработке проектов. Если вам нужно получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение от Роспотребнадзора, вы хотите, что проект был согласован с первого раза, обращайтесь к нашим экспертам. Опытные, квалифицированные экологи проведут полный комплекс работ по измерению показателей загрязнения атмосферного воздуха, оформлению документации, проведению экспертиз и проч.

Преимущества нашего предприятия:

  • свой штат квалифицированных и опытных экологов, которые специализируются на разработке данных документов;
  • выполнение полного комплекса услуг: проект разрабатывается под ключ исключительно силами нашей компании;
  • быстрое выполнение задач: на разработку проекта нам требуется минимум времени: так как мы сотрудничаем с ведущими аккредитованными лабораториями, то можем привлекать сразу нескольких экологов для выполнения проектных работ;
  • приемлемая стоимость разработки проекта;
  • успешная работа с 2008 года: по вопросам сокращения санитарно защитной границы к нам обращаются как крупные, так и малые организации: мы помогаем во всех ситуациях;
  • бесплатное консультирование по вопросам, связанным с сокращением СЗЗ;
  • возможно заключение договора на экологическое сопровождение, абонентское обслуживание.

Специалисты экологического предприятия «ФлорЭко» готовы не только провести разработку нового проекта, но и предложить выполнение других экологических задач. Стоит обратиться в нашу организацию, даже если в штате предприятия есть экологи. Утверждение проекта сокращения санитарно-защитных зон – сложная, многоэтапная процедура, поэтому составлением всей документацией и выполнением расчетов должны заниматься компетентные сотрудники. Обратитесь к экспертам «ФлорЭко» за консультацией: мы предложим решение любых экологических задач.

Этапы разработки проекта СЗЗ

Первый этап разработки СЗЗ — сбор сведений об источниках выброса загрязняющих веществ на данном объекте и об источниках физического воздействия (шум, вибрация, электромагнитное поле, ионизирующее излучение, инфразвуковое воздействие и т.д.). Для расчета воздействия химических факторов (выбросов ЗВ) необходима инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ.

Инвентаризация проводится согласно Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, 1991 г. Можно воспользоваться данными инвентаризации, проведенной для разработки действующего тома нормативов ПДВ, если с момента его разработки не было изменений в технологическом процессе. На основе количественных и качественных характеристик источников выбросов в атмосферный воздух производится оценка приземных концентраций веществ после рассеивания в воздухе.

Для расчета физического воздействия необходимо провести инвентаризацию источников шумового воздействия, вибрационного, электромагнитного  и прочих видов воздействия. Инвентаризация включает данные об оборудовании, технике, об их шумовых  и иных характеристиках и расположении их на территории предприятия, а также о расположении застройки, о высоте препятствий на пути физического воздействия, их материале, толщине и прочую информацию для расчета распространения физических факторов воздействия.

Предлагаем ознакомиться:  Размеры газовых варочных панелей

Приземные концентрации вредных веществ на территории рассчитываются согласно ОНД-86 (с 1 января 2018 г. действует новый документ — Методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе) на выбранных контрольных точках на жилой зоне либо иных территориях с нормируемыми показателями качества атмосферного воздуха и на границе расчетной СЗЗ.

В проекте расчетной СЗЗ размер СЗЗ выбирается исходя из ориентировочного размера (для неклассифицированных предприятий размер СЗЗ выбирается на основании результатов расчета рассеивания и физического воздействия). Если в границах ориентировочной СЗЗ располагается жилая зона, иная нормируемая территория, то размеры СЗЗ можно обоснованно сократить до границ данных территорий, если согласно расчетам показатели ПДВ и ПДУ от данного предприятия при предложенном размере СЗЗ не превышают нормативных размеров.

сзз требования закона

Расчет рассеивания производится в двух вариантах: с учетом и без учета фонового загрязнения воздуха по выбранным ингредиентам. При рассеивании учитываются метеорологические и климатические характеристики местности.

На сегодняшний день нет утверждённого в установленном порядке методического пособия по разработке проекта СЗЗ. Многие разработчики все еще используют Рекомендации по разработке проектов санитарно-защитных зон промышленных предприятий, групп предприятий, Москва, 1998, однако данный документ потерял статус действующего в связи с изданием Постановления Правительства Москвы от 25.11.

2003 N 991-ПП «Об утверждении Порядка подготовки проектов организации санитарно-защитных зон промышленных предприятий и групп предприятий в городе Москве», которое в свою очередь утратило силу с 23 ноября 2012 года в связи с принятием Постановления Правительства Москвы от 23.11.2012 N 665-ПП «О признании утратившими силу постановлений Правительства Москвы».

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

На практике сейчас разработка тома СЗЗ несколько упростилась, и в некоторых регионах для получения положительной экспертизы и СЭЗ достаточно разделов расчета рассеивания выбросов ЗВ и раздела учета воздействия физических факторов. Однако в других регионах все еще требуют включать раздел расчета образования отходов, разработку мероприятий по функциональному зонированию территории СЗЗ, режимы ее использования, планировочную организацию санитарно-защитной зоны и т.д.

Помимо этого, проект СЗЗ включает план-график проведения лабораторного контроля атмосферного воздуха и физических факторов (программа наблюдений). Согласно данному плану-графику проводятся натурные измерения и наблюдения для установления окончательного размера СЗЗ.

В проект входит картографический материал, на котором отражены промплощадка предприятия с источниками выброса и физического воздействия, ситуационное расположение предприятия и окружающих объектов, ориентировочный и расчетный варианты границ СЗЗ в масштабе. Отдельно представлены карты рассеивания выбросов и распространения физических воздействий.

Таким образом, теперь для разработки проекта предприятию необходимо заказывать в Росреестре (Федеральной кадастровой палате) кадастровый план территории или выписку, в которой содержатся координаты нужных земельных участков и конкретных точек, с помощью которых можно привязать карту предприятия к городской системе координат.

Напомним, что ранее такие карты чаще всего привязывались к местной (локальной, заводской) системе координат, то есть к координатной сетке с произвольным началом координат. Этот новый подход позволяет после утверждения границ СЗЗ проинформировать Росреестр о расположении границ для внесения данных в генеральный план населённого пункта.

В случае необходимости снижения воздействия предприятия на окружающую среду в проект вносятся рекомендуемые мероприятия: приобретение и установка газоочистного оборудования, перепланировка производственной территории, реконструкция дымовых труб, установка шумозащитных экранов и т.д.

Когда проект расчетной СЗЗ готов, он направляется для прохождения экспертизы в аккредитованный орган, чаще всего это местные центры гигиены и эпидемиологии. Экспертиза в таких организациях проводится санитарным врачом-экспертом на платной основе.

Предлагаем ознакомиться:  Размеры встроенных посудомоечных машин как выбрать

Проект проверяется на соответствие санитарно-гигиеническим нормам, в основном внимание уделяется проверке непревышения предельно допустимых концентрации и уровней воздействия на границах расчетной СЗЗ и селитебной территории. В случае подтверждения соответствия выдается экспертное заключение о соответствии. На данном этапе наблюдается очередной пробел в законодательстве.

В некоторых регионах сразу после получения экспертного заключения проект СЗЗ направляется в территориальное отделение Роспотребнадора для получения санитарно-эпидемиологического заключения (далее – СЭЗ), в других регионах СЭЗ выдается только после проведения натурных замеров и разработки проекта окончательной СЗЗ.

При этом в Роспотребнадзоре проект могут подвергнуть новой «экспертизе» и аннулировать действие экспертного заключения. В иных регионах СЭЗ выдается при наличии экспертного заключения безо всяких проволочек.

После экспертизы (и получения СЭЗ на проект расчетной СЗЗ) необходимо провести серию натурных исследований и измерений для подтверждения предлагаемых границ СЗЗ. Измерения проводятся согласно плану-графику в составе проекта по выбранным ингредиентам в контрольных точках аттестованной аккредитованной лабораторией с помощью утверждённых методик на платной основе.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в его последней редакции не содержит требований относительно количества замеров при установлении СЗЗ (ранее это было 30-50 замеров на каждый ингредиент в отдельной точке для I-II/III-V классов предприятий). Письмом № 01/9550-12-32 рекомендовано распределять измерения в течение года посезонно, однако согласно письму Роспотребнадзора от 12.08.2016 N 01/10943-16-31 фактор сезонности при осуществлении систематических лабораторных наблюдений санитарным законодательством не регулируется.

30-50 измерений в год согласно СанПиН необходимы теперь только в случае уменьшения размеров СЗЗ для действующих объектов. Однако чаще всего ориентировочные размеры СЗЗ не могут быть выдержаны, так как предприятия располагаются в черте населенных пунктов и окружены различными объектами, в том числе жилыми домами.

Таким образом, если размер СЗЗ относительно ориентировочного нужно сократить, то проводится серия натурных исследований и измерений. Если же нет, то для установления окончательной СЗЗ в границах ориентировочной СЗЗ после разработки проекта расчетной СЗЗ можно ограничиться замерами в рамках производственного экологического контроля на предприятии согласно п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Измерения уровня шума, согласно МУК 4.3.2194-07 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях», п. 4.7 рекомендуется проводить в зимнее и летнее время.

После проведения натурных исследований и измерений все материалы по СЗЗ вновь собираются и направляются на следующий этап.

Как мы сказали ранее, СЭЗ на проект расчетной СЗЗ могут выдавать, а могут и нет. Так или иначе, после измерений и исследований по программе наблюдений проект расчетной СЗЗ перерабатывается в проект окончательной (установленной) СЗЗ и вместе с результатами натурных исследований и измерений вновь подается на рассмотрение в Роспотребнадзор.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

При условии соответствия санитарно-гигиеническим нормам на проект выдается санитарно-эпидемиологическое заключение. После получения СЭЗ размер СЗЗ устанавливается Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ для объектов I и II классов) или решением Главного государственного санитарного врача субъекта РФ (для III, IV и V классов при необходимости).

Как мы уже сказали, данный этап не закреплен в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Ранее после утверждения границ СЗЗ  и ее обустройства работы считались завершенными. Ни одна сторона из участников процесса установления границ СЗЗ как ЗОУИТ (зоны с особыми условиями использования территории) не была обязана подавать сведения об установленных границах СЗЗ в муниципальные органы власти.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

В результате данные земельные участки, находящиеся в пределах СЗЗ, свободно передавались и продавались под жилую застройку или под иные нормируемые объекты. Предприятие узнавало, что в пределах его СЗЗ строится жилой дом, уже де-факто. В результате стороны оказывались втянуты в длительные судебные тяжбы, так как новые жильцы-соседи промышленных предприятий оставляли жалобы в Роспотребнадзоре не низкое качество окружающей седы, в частности, выбросы вредных веществ и высокий уровень шума.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про уборку
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector