Меню

В зависимости от конструкции кузова могут быть

Различные виды автомобильных кузовов

Тип кузова автомобиля – важный параметр, которому уделяется много внимания в процессе проектирования транспортного средства. Именно кузов машины определяет не только ее форму, размер клиренса, вместимость багажника, количество посадочных мест, но и ее стоимость. Последние десятилетия были достаточно плодотворными для автомобильной промышленности, в результате чего появились новые виды автокузовов. Одни из них зарабатывают популярность в определенной целевой аудитории, другие либо совершенствуются и дорабатываются, либо вовсе забываются.

Классификация автокузовов

Классификация кузовов возможна по:

  • назначению;
  • компоновке;
  • степени нагруженности;
  • конструкции.

По своему назначению кузова легковых автомобилей делятся на те, что предусмотрены для перевозки людей и те, что предназначены для перевозки небольшого количества пассажиров и груза.

Дифференциация по компоновке

Данный параметр разделяет типы кузовов легковых автомобилей на 3 вида:

  1. Однообъемные – отличаются отсутствием значительно выступающих за общие габариты капота и багажника. Конструкция такого кузова предполагает расположение мотора, пассажиров, и багажа в одном пространстве.
  2. Двухобъемные – для машин с таким кузовом характерно размещение двигателя в капоте, а пассажиры и багаж размещаются в салоне, при этом грузовой отсек отличается достаточной вместительностью.
  3. Трехобъемный тип автомобильного кузова характеризуется выступающим багажником и отделением двигателя. То есть, мотор находится в капоте, груз – в багажнике, а пассажиры – в салоне.

Классификация по степени нагруженности

В зависимости от распределения нагрузки, типы кузова автомобиля делятся на:

  • несущие – воспринимают на себя всю нагрузку;
  • полунесущие – принимают только определенную часть нагрузки, остальную же берет на себя рама;
  • разгруженные виды кузовов – принимают только нагрузку, которая состоит из суммы веса пассажиров и груза.

Классификация по конструкции

В зависимости от конструкции, все типы автомобильных кузовов делятся на рамные и несущие. В основе рамного кузова лежит рама – жесткая стальная конструкция, выдерживающая огромные нагрузки, к которой, собственно, и крепятся все остальные элементы (сам кузов, ходовая часть и двигатель).

Достоинствами таких кузовов являются хорошая шумоизоляция и защита от вибраций, ремонтопригодность и прочность. К недостаткам можно отнести большой вес (и, как следствие, увеличение расхода топлива), управляемость и низкий уровень безопасности.

Неоспоримыми достоинствами такого вида являются:

  • высокая степень безопасности;
  • низкий вес;
  • меньшее, по сравнению с рамным типом, потребление топлива;
  • «послушность» на дороге.
  • сложности при ремонте;
  • невысокая прочность на излом;
  • излишняя подвижность элементов конструкции.

Существует и третий вид конструкции кузовов автомобилей – с интегрированной рамой. Для него характерна жесткая связь кузова с кабиной. По сути, это переходное звено между двумя предыдущими типами кузовов транспортных средств.

Популярные типы автокузовов

На сегодняшний день существует 15 основных популярных типов кузовов легковых автомобилей. Даже некоторые опытные автолюбители вряд ли знают их названия, а новички вообще теряются, пытаясь определить тип автомобиля. Какие же существуют типы автомобилей в зависимости от вида кузова?

Седан

Данный вид кузова автомобиля считается одним из самых популярных в мире. Для него характерно наличие следующих особенностей:

  • два ряда кресел;
  • четыре двери (хотя встречаются двух- и четырехдверные);
  • структурное отделение багажного отсека от салона.

Седан предназначен для перевозки пассажиров и небольших малогабаритных грузов. Достаточно невысокий клиренс не располагает к поездкам по бездорожью, но для города и загородных шоссе такая легковушка – достаточно хороший вариант.

Яркими представителями такого типа кузова являются «Жигули» (1,3,5,7 модели), «Запорожец», «Волга», Фольксваген Поло, Пежо (406, 607), Джетта, БМВ (3,5,7 серий), Опель Вектра, Ауди (80, А4, А6).

Читайте также:  Пежо боксер l2h2 объем кузова

Универсал

Характерной особенностью такого кузова является практически одинаковая высота крыши по всей ее протяженности. Выпускается в трех- или пятидверном варианте. Так же, как и седан, имеет два ряда пассажирских сидений. Багажник универсала соединён с салоном, но в случае необходимости перевозки крупногабаритного груза (например, холодильника), можно просто сложить задние сиденья, в результате чего получится достаточно объемный грузовой отсек. Эта особенность считается основным преимуществом универсалов.

Данная форма кузова представлена автомобилями Опель Астра, Опель Вектра, Фольксваген Пассат, Фольксваген Гольф, Пежо 307, Форт Эскорт, Ситроен Хантия.

Фургон

Внешне напоминает универсал, но отличается отсутствием боковых дверей и окон. Как правило, имеет один ряд кресел, за которыми расположен закрытый со всех сторон грузовой отсек. Иногда стекла стоят в задних дверях. Такой кузов имеют следующие виды автомобилей: «Москвич»-412, ИЖ 2715 («пирожок»), Пежо Боксер, Фольксваген Кеди, Фольксваген Графтер, Фольксваген Транспортер, Форд Транзит Кастом.

К достоинствам фургона можно отнести вместительность, высокую грузоподъемность и защищенность багажа от воздействия внешних факторов. Недостатками считаются высокое потребление топлива, слабая жесткость конструкции, а также завышенный центр тяжести (крутые маневры чреваты переворотом).

Хэтчбек

Разновидность универсала, но при этом имеет отличительную особенность – задняя дверь скошенна под небольшим углом. Несмотря на достаточную грузовместимость, имеет очень компактный вид. Самые популярные представители: ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, Пежо 206, Тойота Ярис, Киа Кид.

Для такого кузова характерен приземистый вид и обтекаемые формы, что придает автомобилю схожесть со спортивным. Имеет две двери и два ряда кресел. Поскольку крыша скошенна сзади, то взрослому человеку будет достаточно неудобно находиться на заднем сиденье. Машины с таким кузовом выглядят очень изящно и престижно. Но в случае приобретения транспортного средства для семейного использования, лучше остановить свой выбор на другой, более комфортабельной, модели.

Чаще всего можно встретить следующие автомобили с таким кузовом: Порше 911, Ауди А5, Кадиллак Эльдорадо, Форд Мустанг, Хонда Цивик, Фиат Купе.

Фаэтон

Четырехдверный кузов с двумя рядами сидений и складной мягкой крышей. Боковые стекла отсутствуют – вместо них в плохую погоду пристегиваются целлулоидные боковины. Такие автомобили были когда-то популярны на Западе, встретить их в наше время практически нереально.

Родстер

Открытый кузов с одним рядом кресел. Встретить такое авто (Смарт Родстер, Мини Купер Родстер) можно только в странах с достаточно жарким климатом.

Кабриолет

Отличается наличием мягкой тентовой крыши, которая складывается назад. При этом рамки дверей и стекла остаются неподвижными. Примеры подобных авто: Ауди А3, Пежо 206 СС, Опель Каскада, БМВ (2,4 серии).

Лимузин

Кузов, характерный для машин высшего класса. Отличительные особенности:

  • жесткая перегородка, разделяющая водителя и пассажиров;
  • наличие четырех дверей;
  • длинная конструкция;
  • минимум два ряда кресел.

Пикап

Автомобили, имеющие такой тип кузова как пикап, имеют некоторое сходство с грузовыми транспортными средствами. Отличаются суперпроходимостью и наличием жесткой перегородки, отделяющей багажник от салона. К таким авто можно отнести Ниссан Титан, Ниссан Навара, Форд F-150.

Минивэн

Фольксваген Мультивен, Опель Мерива, «Остин-мини» — идеальные семейные автомобили, поскольку отличаются габаритностью и вместительностью. Безкапотный кузов имеет сдвижную дверь на второй ряд сидений. Некоторые модели могут иметь дополнительный, третий ряд кресел (Тойота Сиенна, Хонда Одиссей).

Кроссовер

Отличается высоким потолком, большим клиренсом и высокой посадкой. Подобные машины (Тойота Рав 4, Киа Спортэдж) имеют полный привод, с легкостью передвигаются по некачественному асфальтовому покрытию, но непригоден для труднопроходимой местности.

Лифтбек

Имеет общее сходство с седаном или купе, однако крышка багажника сконструирована таким образом, что ее можно открывать ее вместе с задним стеклом.

Читайте также:  Полировка кузова автомобиля в смоленске

Примерами таких автомобилей являются Фиат Стило, Ситроен С5.

Фастбэк

Имеет задний люк и покатую крышу, но при этом в задней стенке отсутствует дверь, которая заменена неподвижным стеклом (Хонда Цивик Фастбэк, Форд Мустанг Фастбэк,).

Внедорожник

Отдельный тип авто, имеющий повышенную способность к передвижению по пересеченной местности. Внешний вид имеет сходство с универсалом, но обеспечен полным приводом и увеличенным дорожным просветом. Иногда снабжены третьим рядом кресел.

Ознакомившись, какие виды кузова могут быть у легкового автомобиля, а также изучив соответствующие фото, каждый автомобилист-аматор сможет с легкостью поддержать разговор и прослыть «своим» среди опытных автовладельцев.

Источник

Что такое и из чего состоит кузов легкового автомобиля

Автомобиль состоит из множества элементов, которые слаженно работают вместе. Основными из них принято считать двигатель, ходовую часть и трансмиссию. Однако, все они закреплены на несущей системе, которая и обеспечивает их взаимодействие. Несущая система может быть представлена разными вариантами, но наиболее популярным является кузов автомобиля. Это важный конструктивный элемент, который обеспечивает крепление составных частей транспортного средства, размещение пассажиров и грузов в салоне, а также воспринимает все нагрузки во время движения.

Назначение и требования

Если двигатель называют сердцем автомобиля, то кузов – это его оболочка или тело. Как бы то ни было, именно кузов является самым дорогим элементом машины. Основное его назначение – это защита пассажиров и внутренних компонентов от воздействия окружающей среды, размещение посадочных мест и прочих элементов.

Как к важному конструктивному элементу к кузову предъявляются определенные требования, среди которых:

  • стойкость к коррозии и долговечность;
  • сравнительно небольшая масса;
  • необходимая жесткость;
  • оптимальная форма, чтобы обеспечить ремонт и обслуживание всех агрегатов автомобиля, удобство погрузки багажа;
  • обеспечение необходимого уровня комфорта для пассажиров и водителя;
  • обеспечение определенного уровня пассивной безопасности при столкновении;
  • соответствие современным стандартам и тенденциям в дизайне.

Компоновка кузовов

Несущая часть автомобиля может состоять из рамы и кузова, только кузова или быть комбинированной. Кузов, который выполняет функции несущей части, так и называется несущим. Именно такой тип наиболее распространен на современных автомобилях.

Также кузов может быть выполнен в трех объемах:

Однообъемный выполняется как цельный корпус, который объединяет отделение для двигателя, пассажирский салон и багажный отсек. Такая компоновка соответствует пассажирским (автобусы, микроавтобусы) и грузопассажирским автомобилям.

Двухобъемный имеет две зоны пространства. Пассажирский салон, объединенный с багажником, и моторный отсек. К такой компоновке относятся хэтчбек, универсал и кроссовер.

Трехобъемный состоит из трех отсеков: пассажирского, отсека для двигателя и багажного отделения. Это классическая компоновка, которой соответствуют седаны.

Разные компоновки можно рассмотреть на рисунке ниже, а более подробно почитать в нашей статье о типах кузовов.

Устройство

Несмотря на разнообразие компоновок, кузов легкового автомобиля имеет общие элементы. Они показаны на рисунке ниже и включают в себя:

  1. Передние и задние лонжероны. Представляют собой прямоугольные балки, которые обеспечивают жесткость конструкции и гашение колебаний.
  2. Передний щит. Отделяет моторный отсек от пассажирского.
  3. Передние стойки. Также обеспечивают жесткость и крепят крышу.
  4. Крыша.
  5. Задняя стойка.
  6. Заднее крыло.
  7. Багажная панель.
  8. Средняя стойка. Обеспечивает жесткость кузова, изготавливается из прочной листовой стали.
  9. Пороги.
  10. Центральный тоннель, где располагаются различные элементы (выхлопная труба, карданный вал и т.д.). Также увеличивает жесткость.
  11. Основание или днище.
  12. Надколесная ниша.

Детальное устройство кузова автомобиля

Читайте также:  Что мыть сначала салон или кузов

Конструкция может быть иной в зависимости от типа кузова (седан, универсал, микроавтобус и т.д.). Особое внимание в конструкции уделяется несущим элементам, таким как лонжероны и стойки.

Жесткость

Жесткость – это свойство кузова автомобиля сопротивляться динамическим и статистическим нагрузкам в процессе эксплуатации. Она напрямую влияет на управляемость.

Чем выше жесткость, тем лучше управляемость автомобиля.

Жесткость зависит от типа кузова, общей геометрии, количества дверей, размера машины и окон. Большую роль также играет крепление и положение лобового и заднего стекол. Они могут увеличить жесткость на 20-40%. Для большего увеличения жесткости устанавливаются различные распорки-усилители.

Наиболее устойчивыми считаются хэтчбеки, купе и седаны. Как правило, это трехобъемная компоновка, которая имеет дополнительные перегородки между багажным отделением и двигателем. Недостаточную жесткость показывают кузова типа универсал, пассажирский, микроавтобус.

Есть два параметра жесткости – на изгиб и на кручение. На кручение проверяют сопротивление при давлении в противоположных точках относительно его продольной оси, например, при диагональном вывешивании. Как уже было сказано, современные автомобили имеют цельный несущий кузов. В таких конструкциях жесткость обеспечивается главным образом за счет лонжеронов, поперечных и продольных балок.

Материалы для изготовления и их толщина

Прочность и жесткость конструкции можно увеличить за счет толщины стали, но это скажется на массе. Кузов должен быть легким и одновременно прочным. Это обеспечивается за счет применения низкоуглеродистой листовой стали. Отдельные детали изготавливаются путем штамповки. Затем части прочно соединяются друг с другом точечной сваркой.

Основная толщина стали составляет 0,8-2 мм. Для рамы применяется сталь толщиной 2-4 мм. Наиболее важные детали, такие как лонжероны и стойки, изготавливаются из стали, чаще всего легированной, толщиной 4-8 мм, большегрузные автомобили – 5-12 мм.

Плюс низкоуглеродистой стали в том, что она хорошо подвергается формовке. Можно сделать деталь любой формы и геометрии. Минус в низкой устойчивости к коррозии. Для повышения стойкости к коррозии листы стали подвергаются оцинковке или добавляется медь. Лакокрасочное покрытие также защищает от коррозии.

Наименее важные детали, которые не несут основной нагрузки, изготавливаются из пластмасс или сплавов алюминия. Это снижает вес и стоимость конструкции. На рисунке показаны материалы и их прочность в зависимости от назначения.

Материалы для изготовления кузова

Алюминиевый кузов

Современные конструкторы постоянно ищут способы снижения массы без потери жесткости и прочности. Одним из перспективных материалов является алюминий. Масса алюминиевых деталей в 2005 году в европейских автомобилях составила 130 кг.

Сейчас активно применяется материал пеноалюминий. Это очень легкий и одновременно жесткий материал, который хорошо поглощает удар при столкновении. Пенистая структура обеспечивает высокую термостойкость и шумоизоляцию. Минусом данного материала является его высокая стоимость, примерно на 20% дороже традиционных аналогов. Широко применяют алюминиевые сплавы концерны «Ауди» и «Мерседес». Например, за счет таких сплавов удалось значительно снизить массу кузова Ауди А8. Она составляет всего 810 кг.

Алюминиевый кузов Audi A8

Кроме алюминия рассматриваются пластиковые материалы. Например, инновационный сплав «Fibropur», который по жесткости практически не уступает стальным листам.

Кузов является одним из важнейших конструктивных компонентов любого автомобиля. От него во многом зависит масса, управляемость и безопасность транспортного средства. Качество и толщина материалов сказывается на долговечности и устойчивости к коррозии. Современные автопроизводители все чаще применяют углепластик или алюминий, чтобы снизить массу конструкции. Главное, чтобы кузов смог обеспечить максимально возможную безопасность для пассажиров и водителя в случае столкновения.

Источник

Adblock
detector