Меню

Вагонный тип кузова автомобиля

Типы автомобильных кузовов — Закрытые кузова

Седан

Отличается трехобъёмным кузовом, то есть можно выделить три составляющих силуэта: моторный отсек, салон и багажник.
Самый распространённый тип кузова в России.
Причина популярности в России:

  1. Большой багажник (в отличии от хетчбэка напр.), как правило в России у семьи один автомобиль и используется для всех нужд.
  2. Багажник отделен от салона. Машина быстрее прогревается зимой, а страна северная.

Тудор

от англ. two doors — две двери

2-дверный седан. Встречаются редко. От привычного типа купе они отличаются стандартной базой, а также парой полноценных рядов сидений.

Лифтбек

англ. liftback — подъемный задок

Это седан, но багажник открывается, как у хетчбека или универсала, полностью до верха, вместе со стеклом. Также, можно опустить задний ряд кресел и увеличить багажник.

Спортбэк

англ. sportback — спортивный задок

Закрытый кузов с покатой крышей и крышкой багажника, открывающейся вместе с задним стеклом.
По сути разновидность лифтбэка, но имеет спортивную форму крыши в стиле фастбэка, без выступающего багажника.

Хетчбэк

англ. hatchback — люк сзади

Очень распространен в европе.
В силуэте выделены два отсека, моторный и пассажирский, который объединён с багажником.
Поскольку основное назначение хетчбэка состоит в перевозке людей, то багажнику отведена вспомогательная роль.
При необходимости перевозки груза задние сиденья можно сложить, тем самым увеличив объём багажного отделения.

Пятидверный хетчбек. Хетчбэк бывает трёхдверным и пятидверным. В особо малом классе хетчбэки почти все сплошь с тремя дверями, а в остальных классах они выпускаются парой. Трёхдверный покупается людьми, ценящими индивидуальность, к тому же он более спортивен. Пятидверная версия обычно приобретается в качестве семейной машины.

Такая машина хороша для поездок по городу. Легче парковаться, а большой багажник не нужен. И экономичней, а больше для города и не нужно.

Хетчбэк 3 дверный

англ. hatchback — люк сзади

Главным образом, более дешевая версия хетчбэка.

Субкомпактный хэтчбек

англ. hatchback — люк сзади

По характеристикам хэтчбек, но по виду гораздо короче.
Багажник почти отсутствует.

Особо малый класс

Такого рода автомобили покупают не в целях экономии (маленький автомобиль не обязательно дешевый), а как второй автомобиль, более компактный и маневренный для езды в большом городе.
Особенно удобен в городах вроде Парижа, Лондона, Рима, с узкими улицами.

Таун-кар

англ. town car — машина для города

Седан или хэтчбек с непривычно завышенной верхней частью.
Обычно такие автомобили используются исключительно как такси.

Фастбэк-седан

англ. fastback — быстрый задок; итал. sede — кресло

Разновидность седана с плавно опускающейся линией крыши.

Фастбэк-купе

англ. fastback — быстрый задок; фр. coupe, от couper — отрезать

Разновидность купе с плавно опускающейся линией крыши.

Лимузин

фр. Limousin — французская провинция Лимузен

Настоящий лимузин отличается от седана повышенным вниманием к безопасности переговоров пассажиров на заднем сиденье.
Поэтому на лимузин ставится перегородка, отделяющая водителя и сопровождающего от заднего ряда сидений.

Перегородкой дело не ограничивается, лимузины заметно дороже обычных представительских седанов не только из-за неё.
В салоне обязательно присутствует максимальное количество устройств, обеспечивающих комфорт.
Иногда такие машины делаются по индивидуальному заказу, и убранство машины тогда ограничено лишь величиной счёта в банке и полётом фантазии будущего владельца.

Частенько лимузины делают из обычных седанов, растягивая их за счёт вставки в средней части.

Стрэтч лимузин

Лимузин увеличенного размера.
Американцы, большие мастера до увеличения всего и вся, придумали им свое название – «стретч».
Такими делами занимаются особые фирмы, которые специализируются на изготовлении лимузинов.
Иногда это доходит до крайностей, и появляются такие машины, как Mini-лимузин, или 8-метровый Hummer.
Верхом абсурда являются 20-метровые машины арабских шейхов, которые приходится делать сочлененными для придания им хоть какой-нибудь манёвренности.

фр. coupe, от couper — отрезать

Зародился в двадцатые годы, и именно оттуда тянутся корни его трёхобъёмного кузова.
В последние годы в связи с глобальной перестройкой автопромышленности, кроссоверством и слиянием классов, купе всё ближе к трёхдверному хетчбэку, примером чему служит Mercedes SportCoupe.
Но остаются и столпы трёхобъёмности – BMW 3-series Coupe или Volvo C70.

Купе не слишком подходят для семейных поездок, ведь только у самых больших из них пассажировместимость составляет 4 человека.
Обычно же бывает «2+2» (это когда на задних сиденьях поместятся только дети не старше 10 лет), или вообще в салоне только два места.
Такие машины покупают из-за их спортивного имиджа, ведь ведущие спортивные фирмы вроде Ferrari, Lamborghini или Porsche выпускают спорткары в основном в кузове купе.

Фирмы уровнем пониже тоже стремятся делать подобные машины, и в результате машина с кузовом купе заведомо спортивнее, чем даже её соплатформенник седан или хетчбэк.
Обратная сторона медали: купе плохо подходят для езды по городу из-за жёсткой подвески, настроек двигателя и коробки передач.

Правда, существуют и прогулочные купе, но их популяция неуклонно сокращается благодаря сближению классов хетчбэка и купе.
Для примера можно назвать три модели: Hyindai Coupe, Opel Astra Coupe и Peugeot 407 Coupe.
Ну и почти все американские большие купе вроде Chevrolet Monte Carlo, Chrysler Sebring Coupe и Oldsmobile Alero Coupe.
Хоть они в Америке и считаются спортивными машинами, так называемыми muscle cars, но их шасси гарантирует только спортивную езду по прямой.
Зато комфорт в поездке вам гарантирован!

Читайте также:  Условия для замены кузова

В последнее время в автомире появилась тенденция совмещать противоположные понятия, смешивать несмешиваемое.
Ярким примером тому является расцвет класса купе-кабриолетов.

Возьмём еще такой редкий пока тип как четырёхдверное купе.
Казалось бы, чистый бред, у купе только две двери.
Но производители с упорством продолжают называть свои творения таким названием.
Пока таких машин на рынке две, это Mazda RX и Mercedes CLS, но вскоре к ним присоединятся остальные.
Фирма Porsche уже проанонсировала четырёхдверное купе Panamera+.
Но в принципе можно разделить их по классам по признакам посадки на задние сиденья.
В Мазде маленькие задние двери сделаны для облегчения посадки, а в Мерседесе, как не крути, полноразмерные задние двери сделаны для посадки.
Так что RX-8 представляет собой купе, а CLS – это спортивного вида седан.

Клаб-купе

фр. coupe, от couper — отрезать; фр. coupe, от couper — отрезать

Купе с увеличенным запасом места для задних пассажиров, что, если задуматься, фактически превращает его в 2-дверный седан.
В настоящее время не применяется.

Бизнес-купе

фр. coupe, от couper — отрезать; англ. business — дело

Разновидность купе без дополнительного второго ряда и с увеличенным багажным отсеком. Пользовались популярностью у коммивояжеров в середине XX века. Альтернативное название: Commercial coupe.

Хардтоп седан

англ. hardtop — жёсткий верх; итал. sede — кресло

Автомобиль с жёстким верхом без центральных стоек крыши и неподвижных рамок боковых стёкол.
Хардтопы бывают только у купе и седанов.

Эра расцвета хардтопов наступила вместе с расцветом автопромышленности Америки в 50-е.

Универсал

Универсал называется универсалом, потому что по-настоящему универсален.
Машина с этим кузовом может возить пассажиров, пассажиров с грузом или только груз.
Грузом может быть холодильник, телевизор или шкаф, а может собака или детская коляска.
Всё зависит только от того, как вы используете автомобиль.

Спортуниверсалы (это группа подчеркнуто спортивных машин, таких как Alfa Romeo 156 Sportwagon, Audi S4 Avant, Lexus IS300 SportCross или Subaru Impreza Sport Wagon) обычно перевозят какой-нибудь инвентарь, типа кроссового велосипеда или сноуборда.

У универсала такой же двухобъёмный кузов, как и у хетчбэка, только акцент делается на перевозку пассажиров вместе с грузом.
Поэтому длина универсала обычно больше, чем хетчбэка, причём удлинение приходится на кузов за задней осью.
Складные сидения позволяют увеличивать объём багажника до двух кубометров, а различные крепления и сетки помогут зафиксировать груз.
Количество дверей у машины с таким типом кузова обычно равно пяти, но изредка появляются машины с тремя дверями.
У англичан они обычно называются Shooting Break, в частности, такую модель выпускала фирма Aston Marin.
Обычные же универсалы у нас называются «комби».

Иностранные автопроизводители называют подобные машины тем же «комби» (kombi), «вагон» (wagon) или «стейшн вагон» (station wagon), или же «брейк» (break).

Недостатки

  • Паркинг на тесных городских стоянках
  • Вес автомобиля.
  • Повышенный расход топлива.
  • Наличие слепых зон.
  • Большой объем внутренних пространств не позволяет зимой быстро нагреть салон.

Источник

Без крыльев и капота: уникальные и ныне вымершие легковушки вагонной компоновки

В 1930-е годы, когда классическая схема легкового автомобиля полностью сформировалась, нашлись редкие энтузиасты, которые выбрали свой особый путь создания редчайших машин вагонной компоновки без традиционных крыльев и капота, обладавших своими достоинствами и тоже имевших право на существование. Обычно на них устанавливали силовой агрегат заднего расположения, а место водителя переставляли в округлую выдвинутую вперед часть кузова с большими окнами. Это позволило понизить и облегчить кузов, придать ему более обтекаемую каплеобразную форму, увеличить пассажирский салон, улучшить обзорность и уравновесить нагрузки по колесам.

В первые годы ХХ века о таких автомобилях никто не имел никакого понятия, и первые легковушки, которые впоследствии отнесли к вагонной компоновке, появились чисто случайно по интуитивной воле своих создателей. Лидером считается французская фирма Charron, экспериментировавшая с разного рода обтекателями. На одной из машин передний моторный отсек и место водителя с трех сторон были закрыты трехсекционными стеклами и передней частью крыши, превративших ее в оригинальный бескапотный вагончик.

Первым последователем стала фирма Alfa Romeo, которая в 1913-м начала сборку 70-сильного гоночного шасси 40/60. По заказу графа Марко Рикотти миланская фирма Castagna установила на нем округлый кузов из дюралюминия с вынесенным вперед округлым передком с крупными стеклами, выемкой для радиатора и окнами-иллюминаторами в боковинах.

С места в карьер: вагонный апофеоз

Вполне естественно, при зачаточном состоянии научной аэродинамики и без каких-либо исторических корней автовагончики родились буквально на пустом месте. Поначалу ради забавы их создавали богатые американцы, затем инициативу перехватили бизнесмены, использовавшие необычные машины для рекламирования своей продукции.

Читайте также:  Коврики для ауди 100 44 кузов

Одна из самых невероятных легковушек всех времен — уникальный вагончик Scarab образца 1936 года

Stout Scarab (1932–1936 гг.)

Футуристические вагонные автомобили Scarab разрабатывал уже известный вам по аэромобилям изобретатель Уильям Бушнелл Стаут. Нетрадиционные внешние формы и интерьер создавал американский дизайнер Джон Тьярда, фирменными знаками которого были фары с тонкими вертикальными решетками и вентиляционные щели в виде крыльев.

Сегодня «Скарабей» (священный жук скарабей) считается первым в мире минивэном и первой легковушкой с независимой пневматической подвеской всех колес. Прототип с алюминиевым кузовом на стальной раме был собран вручную в 1932-м и стал личным автомобилем Стаута.

Эскизная схема компоновки «Скарабея» с широко разнесенными осями и пятиместным салоном

В его задней части помещался серийный 3,6-литровый двигатель Ford V8 с обычной трехступенчатой коробкой передач. За последующие четыре года появились еще восемь подобных машин и один образец с кузовом из стеклопластика, развивавших мощность от 65 до 85 сил.

Даже на виде сзади Scarab претендует на смелую оригинальность форм и облицовки

Просторные пассажирские салоны с одной боковой дверью имели ровный пол со съемными столиками, поворотными и раскладными сиденьями, обивкой из дорогих пород дерева, кожи и тканей. Для улучшения аэродинамических качеств применялись скрытые дверные и оконные ручки и автоматическое запирание дверей.

Весьма скромный салон «Скарабея» с диваном и регулируемыми кожаными креслами

Стаут планировал выпустить сотню таких машин, но их слишком высокая цена нарушила эти планы.

Dymaxion (1933–1934 гг.)

Уникальный трехколесный автомобиль «в форме слезы», один из самых необычных в мире, разработал легендарный американец Ричард Бэкминстер Фуллер — архитектор, изобретатель и дизайнер, создававший круглые здания, купола, суда и интерьеры ванных комнат. Характерно: при упоминании его работ знакомые с ним люди многозначительно постукивали пальцем по лбу. Справедливость немого суждения подтвердило и удивительное сооружение Dymaxion, похожее на небольшой автобус. В его странной аббревиатуре Фуллер зашифровал слова dynamic, maximum и tension, означавшие «максимум динамики и напряжения». Прототип построили летом 1933-го на заводе бывшей компании Locomobile.

Первый образец трехколесного шестиметрового транспортного средства Dymaxion. 1933 год

Для привода передних колес в задней части автомобиля на А-образной раме помещался 85-сильный мотор Ford. Заднее одиночное было управляемым. Места водителя и пассажира находились в передней выдвинутой части деревянного кузова с облицовкой из блестящего дюралюминия. Dymaxion, страдавший малой устойчивостью, предназначался в основном для городских поездок, но его максимальная скорость достигала 140 км/ч.

Громкие рекламные пробеги первого образца собирали толпы восторженной публики. В октябре, во время одного из них, при выезде с выставки «Столетие прогресса» в Чикаго он столкнулся с легковушкой. Ее водитель, профессиональный автогонщик, погиб, а два высокопоставленных пассажира серьезно пострадали. После этого Фуллер прекратил работы над машиной. Ее приобрело Американское бюро стандартов, но при пожаре летом 1943-го она сгорела.

Легкий Dymaxion с колесной базой 3,2 метра и массой всего 830 кг в одном из рекламных заездов

В январе 1934-го второй Dymaxion с кузовом черного цвета купил некий фермер, превративший его в курятник. Машину выкупил известный коллекционер Уильям Харра из города Рино, а после его смерти автомобиль вошел в состав Национального автомобильного музея.

85-летний Ричард Фуллер у своей машины близ сборочного завода в Бриджпорте. Фото 1981 года

Третий вариант изумрудного цвета некоторое время служил дирижеру Филадельфийского симфонического оркестра Леопольду Стоковскому. Потом в течение девяти лет его несколько раз перепродавали, пока машина не превратилась в металлолом.

Третий Dymaxion, принадлежавший известному дирижеру Стоковскому. 1934 год

В то же время в Америке на агрегатах серийных «Фордов» появились необычные сооружения, созданные исключительно для привлечения внимания потенциальных покупателей при проведении рекламных акций на стоянке или в движении. Автомобили Riley-Ford с английским 80-сильным мотором Riley V8 служили для испытаний и продвижения шин низкого давления Balloon Jumbo, позволявших достичь скорости 185 км/ч.

В 1933–1940 годах кузовная фирма Libby Body собрала 29 рекламных машин Riley-Ford

На компанию McQuay-Norris по выпуску заказной автотехники работали шесть 80-сильных пиаровских автомобилей McQuay брутальной внешности с деревянными каркасами кузовов и алюминиевой облицовкой. На ряде машин имелись лаборатории с оборудованием для проверки состояния и качества агрегатов.

Такие притягательные машины собирала кузовная компания Hill Auto Body из Цинциннати

Третьим вагончиком была трехколесная переднеприводная машина Arrowhead с кузовом фирмы Advance Body и дизайном Веллингтона Миллера. Ее задачей было восхваление особо чистой питьевой воды компании Water Company.

Нескладный трехколесный вагончик Arrowhead для рекламирования ключевой воды. 1936 год

Schlörwagen (1939 г.)

Своим появлением этот «сверхобтекаемый» вагончик был обязан немецкому инженеру Карлу Шлёру, создавшему его на основании научных исследований в Аэродинамическом научно-исследовательском институте. Машина базировалась на заднемоторном легковом шасси Mercedes-Benz 170H, на которое фирма Ludewig установила алюминиевый кузов «в виде полукапли». На испытаниях, когда легкий Schlörwagen ветром сдувало с трассы, он показал рекордный результат — 146 км/ч.

Читайте также:  Рено меган 2007 кузов оцинкован

Аэродинамический 38-сильный автомобиль Schlörwagen конструкции Карла Шлёра

Потом машину привезли на международный Берлинский автосалон, но посетители признали ее уродливой и не имеющей будущего. Начавшаяся война заставила прекратить эти работы, а дальнейшую судьбу автомобиля вы уже знаете из статьи об аэромобилях.

Послевоенные вагончики: муки спасения

Единственным послевоенным американским автомобилем вагонной компоновки, достойным внимания, был заднеприводный Mustang с грубовато клиновидным кузовом, построенный Роем МакКарти, дилером компании Lincoln. Его единственным достоинством был легендарный бренд, на 16 лет опередивший знаменитые спорткары Ford Mustang.

Несуразный клиновидный вагончик Mustang, собранный из деталей разных фирм. 1948 год

В остальном вагонный «Мустанг» с алюминиевым кузовом фирмы Pacific Car and Foundry был собранием чужих агрегатов: двигатели Continental и Hercules, ведущие мосты Spicer или Hotchkiss, рулевое управление от джипов Willys и т. д. И в этом МакКарти находил достоинство. В рекламе сообщалось, что сборка и разборка его машин занимала всего девять минут, но зачем это было нужно, до сих пор непонятно. Всего построили 12 вагончиков Mustang.

Изобретатель Берггрен у своего фантастического сооружения на шасси довоенного такси Dodge. 1952 год

В начале 1950-х в поредевшие ряды заокеанских создателей вагонных машин внедрился шведский бизнесмен и конструктор Сигвард Берггрен, более известный как фабрикант морковного сока. Своими руками он построил семиместный аппарат Sigvard Berggren Futurecar — «Автомобиль будущего» с массивными воздухозаборниками и плавником, похожий на самолет без крыльев или на морское чудовище.

Уникальная машина Берггрена, напоминавшая одновременно бескрылый самолет и водяное чудище

В средней части прочного каркаса, на который ушло 120 метров труб, помещался 100-сильный двигатель Ford, разгонявший шестиметровую машину до 170 км/ч.

Удивительный вид спереди на кабину с «глазами» и «ушами» Тесное место водителя с рулем от легковушки и блоком датчиков

Водитель помещался в центре кабины с круговым обзором, пассажиры отдыхали в салоне с креслами, кроватью, карточным столиком и откидными входными люками.

Автомобиль Берггрена, сохранившийся в авиационном музее шведского городка Уггларп

Последними «рабочими» вагончиками считаются два небольших заднемоторных микрокара. Первый в 1947-м построил инженер Поэльман с бельгийской фирмы PLM. Вторым являлась чехословацкая машина Jawa Motorex, выполненная в стиле миникара BMW-600, снабженная двухцилиндровым 350-кубовым движком и изготовленная в четырех экземплярах.

Оригинальный минивагон Jawa Motorex-350 с задним мотоциклетным мотором. 1956 год

Главными недостатками вагонной компоновки считались опасная близость водителя и переднего пассажира к едущим впереди машинам, вибрации при движении, сложности с входом и выходом. А когда были введены жёсткие нормы на безопасность, эти творения просто исчезли, а точнее превратились с недвижимые выставочные образцы.

Красивые, но бесполезные: голый вагонный дизайн

В середине 1950-х фирма Альберто Морелли показала макетный образец округлой машины Morelli M-1000 с алюминиевым кузовом, однолитровым мотором FIAT и модными задними стабилизаторами. Особенностями привлекательного переднеприводного варианта Citroёn С10 Coccinelle («Божья коровка») с кузовом в стиле «капля воды» были гидропневматическая подвеска, широкие откидные окна и мизерная собственная масса — всего 382 кг.

Опытный автомобиль С10 был создан для расширения модельного ряда фирмы Citroёn. 1956 год

Ghia Selene (1959–1960 гг.)

В 1959 году на Туринском автосалоне появился достаточно скромный шестиместный автомобиль кузовной фирмы Ghia со строгими формами и космическим именем Selene («Луна»), созданный главным дизайнером Луиджи Сегрэ.

Одна из «изюминок» Луиджи Сегрэ — роскошный четырехместный салон с мягкими креслами и баром

В реальности все эти революционные достижения оказались фейками. Макетный образец без механических узлов не мог сдвинуться с места, руль не имел связи с колесами и свободно «болтался» на своей оси, а двери левой стороны оказались нарисованными.

В 1962-м его привезли в Москву на Итальянскую промышленную выставку, но к тому времени «Селена-1» уже не представляла никакой ценности. Чтобы не платить за обратный путь, машину, как щедрый подарок, передали Институту технической эстетики. Сейчас она находится в одном из московских автомузеев.

Макетный образец трехместного скоростного автомобиля Selena-II работы Луиджи Сегрэ. 1960 год

В 1960-м компания Ghia представила выставочный макет спортивной машины Selene-II с задним плавником, которая тоже не могла двигаться самостоятельно. Ее особенностями были водительское сиденье, размещенное по продольной оси автомобиля, два места для пассажиров, сидевших против движения, телевизор, бар и самолетная панель приборов.

В 1950–60-е годы одними из последних машин такого рода были достаточно совершенные советские автомобили вагонной компоновки, которым мы посвятим следующую статью.

На заглавной фотографии — только при ближайшем рассмотрении на автомобиле Scarab можно разглядеть неприметную эмблему в виде жука скарабея

Источник

Adblock
detector