Самостоятельная замена сальника коленвала: 3 инструкции по замене переднего и заднего сальников
Опрятное подкапотное пространство говорит не только о любви автовладельца к чистоте, но и о том, что все системы и узлы работают согласованно и без сбоев. Появление масляных пятен на блоке цилиндров или других местах является важным сигналом к тому, что требуется замена сальника коленвала.
Такое событие обычно случается раньше заявленной сотни тысяч километров гарантированного пробега автомобиля производителем. Начинающие автовладельцы могут испугаться такого поворота событий, но проблема решается достаточно быстро. Работу можно выполнить самостоятельно практически в любом гараже.
Причины проблем с сальниками
Основные причины снижения работоспособности или полного выхода из строя сальника могут заключаться в следующем:
- эксплуатация двигателя при значительной перегрузке, а как следствие перегрев изделия и потеря формы или эластичности;
- использование некачественного моторного масла, не рекомендованного производителей, или несвоевременная его замена, а как следствие разрушение резиновой основы манжеты;
- применение некачественных сальников из низкосортного материала, а как следствие быстрая выработка ресурса изделия.
Когда требуется замена сальников
Течь масла из-под манжеты на коленвале может быть спровоцирована даже из-за небольшого смещения относительно места установки. Так как на коленвале два сальника, то необходимо мониторить обе стороны блока цилиндров.
При регулярной неагрессивной эксплуатации автомобиля замена переднего сальника коленвала или заднего вряд ли будет нужна раньше чем через три-четыре года.
Этот срок обычно отечественные автомобили выхаживают. Ну а дальше стоит уделить узлу больше внимания.
Кроме того, что моторное масло попадает наружу, некачественная посадка таких кольцевых уплотнений позволяет мелкому мусору и пыли проникать внутрь двигателя. Это негативно сказывается на работе мотора и различных систем автомобиля.
Случается, что новый практически не работавший манжет получается просто выдавленным со своего посадочного места.
Причина заключается не в выработке, а в конструкционных особенностях машины и ее эксплуатации.
Что делать и куда звонить, если угнали машину
В зимний период может забиваться сапун смесью конденсата и отработанного масла. Это не позволяет выходить картерным газам наружу. Но бесконечно так длиться не может, и они пытаются найти себе дорогу. Слабым звеном в системе герметизации от газов являются уплотнительные кольцевые манжеты, опоясывающие коленвал по обеим сторонам.
Через них и происходит «стравливание» выхлопов. Иногда такое событие существенно отодвигает манжеты и по этой причине подкапотное пространство пачкается отработанным моторным маслом.
Самостоятельная замена
Для тех, кто не знает, как поменять сальник коленвала, мы советуем начинать с переднего манжета. Так как эта операция выполняется немного легче, чем работа с задним сальником. Это связано с конструкционным расположением двигателя. Доступ к заднему сальнику обычно преграждают корзина сцепления и коробка переключения передач (КПП). Передний сальник практически на виду.
Менять один из них без замены второго специалисты не советуют.
Поэтому перед разборкой желательно запастись двумя запчастями. Визуально они отличаются между собой. Диаметр переднего немного меньше. В продаже их можно найти как в паре, так и поштучно.
Перед началом работ необходимо отключить аккумуляторную батарею, помыть наружную часть блока цилиндров от грязи и масла, установить автомобиль на стояночный тормоз.
Работа с передним сальником
Доступ для замены переднего сальника в корпусе маслонасоса или передней крышке блока. Извлекать его можно без дополнительного демонтажа несущих частей, но предпочтительней вариант, который рекомендует производитель.
Шаг 1. Обнаружение течи масла
Шаг 2. Отсоединение привода генератора
Ша 3. Нужно снять шкив привода
Шаг 4. Открытие доступа к шестерне каленвала
шаг 6. Визуальная проверка поврежденного сальника
Шаг 7. Регулировка для установки ремня
Шаг 8. Сборка в обратном порядке от разборки
Корейские марки машин – подробный список
Рассмотрим работу с наиболее популярными отечественными ВАЗами:
- ослабляем натяг ремня генератора и полностью его снимаем со шкива;
- отвинчиваем гайку, прижимающую шкив, и снимаем его с вала;
- раскручиваем крепеж крышки (три нижних болта), закрывающей манжету;
- у поперечно установленных моторов, таких как ВАЗ 2110, потребуется освободиться от корпуса маслонасоса;
- в открывшийся доступ вставляем отвертку и поддеваем его для снятия, сдвигая с места;
- с помощью оправки монтируем новую запчасть на место;
- сборка проводится в обратном порядке начиная с установки крышки маслонасоса.
Желательно выходной конец коленчатого вала и наружный диаметр сальника смазать машинным маслом.
Работа с задним сальником
Замена заднего сальника коленвала потребует заметно больше трудозатрат, чем в первом случае. Здесь нужно будет разбирать кардан, рассоединять КПП и корпус сцепления.
Замена сальника на VW Passat
Работа проводится после снятия обоймы, в которую манжет вмонтирован.
- снимается блок сцепления;
- раскручиваются болты для снятия маховика и спрятанного за ним кожуха;
- раскручивается крепеж с крышки, удерживающей сальник;
- проводится установка новой запчасти и смазка ее по наружному диаметру.
Собирается все в порядке, обратном разборке. С задними сальниками меняются также прокладки под фиксирующими крышками. Старые прокладки после установки могут потерять герметичность.
Быстрый способ демонтажа
Рискованный вариант снятия без разборки крышки предлагают некоторые специалисты. Операцию необходимо проводить непосредственно через открытый мотор. Способ используется для экономии времени. После извлечения старого манжета на вал устанавливается новый.
Делать это необходимо очень аккуратно, чтобы не поцарапать полированную поверхность вала.
В случае повреждения шероховатости, сальник быстро износится, образуется новая течь моторного масла и придется снова проводить замену.
Как поменять сальники коленвала
Довольно часто, особенно водители отечественных автомобилей, сталкиваются с проблемой преждевременного износа сальников коленвала и их замены.
Качество отечественных сальников оставляет желать лучшего, да и поверхность валов не такая идеальная, как на иномарках.
Утечки моторного масла через сальники и постоянное доливание масла, всё таки заставляет водителей задуматься о их замене, ещё задолго до капремонта двигателя. В этой статье мы и рассмотрим, как заменить сальники коленчатого вала у себя в гараже.
Причины быстрого износа сальников коленвала.
Вообще то качественные сальники от авторитетных производителей, способны продержаться на на двигателе до 150 тысяч км. Но часто их износ и недержание масла происходит раньше, особенно если масло и фильтр не своевременно менялись, и металлическая пыль, которая присутствует в грязном масле, способствует их быстрому износу.
Ещё быстрый износ сальников может произойти от небрежного ремонта, когда при их замене, царапается полированная поверхность коленвала, которая трётся по рабочей кромке сальника. И царапины на валу начинают быстро вырабатывать рабочую кромку сальника.
Преждевременный износ (скорее не износ а порча) сальников может произойти и из-за перегрева двигателя (как не перегреть мотор читаем вот тут). При перегреве мотора, коленчатый вал сильно нагревается и материал сальников, не рассчитанный на завышенную температуру, не выдерживает и портится.
Необходимость замены сальника на любом двигателе, может возникнуть не только от его износа, но и от его выдавливания избыточным давлением в картере мотора. Это часто происходит зимой, когда в системе вентиляции картера возникают ледяные пробки (из-за конденсата), и избыточное давление в картере может выдавить часть масла через сальник, или выдавить сам сальник.
И прежде чем снимать шкивы (или КП и сцепление) чтобы заменить сальники, сначала нужно разобраться с причиной повышения давления в картере и хорошенько обследовать систему вентиляции картера, то есть проверить, не забита ли она льдом или закоксованным маслом (вперемешку с грязью). После устранения неисправности, можно начинать замену сальников.
На автомобильных двигателях устанавливают два сальника коленчатого вала, передний и задний.
Передний сальник как правило меньшего диаметра и заменить его легче, чем задний, и расположен он или в передней крышке блока мотора или в корпусе масляного насоса (на некоторых моторах передняя крышка выполнена как одна деталь с корпусом маслонасоса).
Задний же сальник заменить несколько сложнее, так как придётся снимать коробку передач и детали сцепления, чтобы до него добраться. Ниже мы подробнее рассмотрим, как заменить оба сальника, так как чаще всего они изнашиваются одновременно, и менять их тоже желательно оба (и передний и задний).
Замена переднего сальника коленвала.
На большинстве моторов иномарок, чтобы добраться до переднего сальника, нужно снять закрывающие его шкивы ремней привода ГРМ и генератора. Но на некоторых более простых моторах (например жигулёвской классики), чтобы добраться до переднего сальника, нужно снять только шкив генератора (ну и естественно ремень), так как цепь привод ГРМ расположена внутри картера.
На двигателях с приводом ГРМ с помощью зубчатого ремня, для замены сальника нужно кроме шкива генератора, снять ещё и шкив зубчатого ремня (естественно и ремень тоже), который располагается под шкивом генератора.
Но перед тем как это сделать, выставите сначала все шкивы по меткам, соответствующим положению поршня первого цилиндра в ВМТ (в момент сжатия (это подробно описано в статье про регулировку клапанных зазоров вот тут).
Метки есть на шкивах и на картере и оны должны совпасть Но на некоторых моторах метка на шкиве распредвала должна быть выставлена напротив разъёма головки двигателя и его блока (изучите мануал вашего мотора).
Выставление шкивов ремня ГРМ по меткам нужно для того, чтобы при возвращении шкива и ремня ГРМ на своё место на двигателе, не сбиться с фазами газораспределения (ошибка всего на один или два зуба может привести к встрече клапанов и поршней на некоторых моторах).
После выставления всех зубчатых шкивов по меткам (достаточно установить только шкив распредвала по метке), можно ослаблять натяжку натяжного ролика ремня, и снять сам зубчатый ремень. После снятия ремня, можно снимать зубчатый шкив с передней части коленвала.
При снятии зубчатого шкива с передней части коленчатого вала, полезно воспользоваться маленьким съёмником, но можно использовать и две отвёртки, как на фото слева.
После того, как вы сняли и шкив генератора (открутив гайку или болт шкива) и шкив ремня ГРМ (и его шпонку), можно извлекать старый сальник прямо с коленвала, с помощью специального приспособления для аккуратного извлечения сальников (о нём читаем вот здесь).
У кого нет этого простого приспособления приспособления, тогда лучше снять крышку сальника (или крышку масляного насоса — на некоторых двигателях), расположенные на блоке двигателя. В этой крышке и запрессован старый сальник, который при снятии этой крышки намного легче снять и что важно — не поцарапать полированную поверхность коленчатого вала.
Чтобы снять переднюю крышку, на многих моторах нужно открутить всего 4 болта, ну или 6. Только при отклеивании крышки (после откручивания болтов) старайтесь не повредить прокладку крышки, а лучше заменить прокладку новой, ведь стоит она копейки. Сняв крышку вместе с старым сальником, укладываем её на стол и подцепив сальник отвёрткой (см. фото слева), извлекаем его из крышки.
Затем смазываем наружную часть нового сальника герметиком, и запрессовываем его в отверстие крышки с помощью оправки и небольшого молотка (пружина вокруг рабочей кромки сальника, при его запрессовке должна располагаться внутрь двигателя).
В качестве оправки можно использовать большую накидную головку из комплекта инструмента (см. фото слева), или обрезок трубы, которые подходят по диаметру сальника (на 1-2 мм меньше наружного диаметра сальника).
После запрессовки сальника в крышку, смазываем его рабочую кромку чистым моторным маслом и возвращаем крышку (с новой прокладкой крышки) на своё место, аккуратно надев на смазанный коленвал сальник вместе с крышкой и притянув её к блоку двигателя штатными болтами.
Остаётся вернуть на своё место шкивы, естественно сначала возвращаем зубчатый шкив ГРМ (и его шпонку), который наденется на коленвал и будет совпадать своей меткой с меткой на картере (обычно метка на крышке сальника), ведь вы заранее выставили их по меткам. Далее возвращаем на своё место ремень ГРМ, натягиваем его с помощью натяжного ролика и желательно проконтролировать его натяжку с помощью специального приспособления, описанного в этой статье.
После этого возвращаем на своё место шкив генератора и ремень генератора тоже. Как я уже говорил выше, на двигателях с приводом механизма ГРМ не зубчатым ремнём, а цепью, чтобы добраться до переднего сальника коленвала, нужно всего лишь снять шкив генератора.
Замена заднего сальника коленчатого вала.
Здесь придётся потратить больше времени, чтобы добраться до сальника. И понадобится смотровая яма в гараже и помощник, так как придётся снимать детали привода колёс машины (карданный вал — на заднеприводных) и затем довольно тяжёлую коробку передач, открутив по кругу удерживающие её болты.
После снятия коробки, откручиваются болты, удерживающие корзину сцепления, и снимается сама корзина и диск сцепления (фото ниже).
Вообще замену заднего сальника, многие делают вместе с заменой износившегося диска сцепления. После снятия деталей сцепления, откручиваются болты, удерживающие маховик двигателя, и снимается сам маховик (и его кожух, закрывающий его снизу).
При откручивании болтов маховика, его нужно зафиксировать от проворота с помощью мощной отвёртки, как показано на фото слева.
Чаще всего бывает, что для снятия маховика может потребоваться соответствующий съёмник. После снятия маховика, откручиваются болты крышки сальника, и извлекается крышка вместе с сальником и он заменяется новым, так же как я описал про передний сальник коленвала.
Остаётся вернуть все детали на своё место — маховик, диск сцепления с корзиной, коробку передач и привод колёс (например карданный).
Как видно из выше описанного, заменить сальник, особенно задний не так то быстро, и значит нет смысла покупать дешёвые сальники, которые могут опять потечь, и придётся опять возиться с их заменой. Поэтому старайтесь покупать только самые дорогие сальники авторитетных производителей, лучше переплатить и надолго забыть про ремонт.
Обычно с износом сальников коленвала, может износиться и потечь сальник распредвала, и о том, как его заменить, можно почитать вот тут.
Надеюсь, что прочитав эту статью, многие начинающие ремонтники или водители убедятся, что чтобы поменять сальники коленвала, можно обойтись без автосервиса и сделать всё самостоятельно у себя в гараже, успехов всем.
Как заменить сальник коленвала правильно (задний, передний)
Как известно, по тем видам ремонта, который способен выполнить самостоятельно автолюбитель, можно судить о его квалификации в данной области.
Вы сможете значительно повысить свою квалификацию, узнав, как заменить сальник коленвала двигателя.
Необходимость такой замены своими руками появляется, когда образовывается течь масла в месте уплотнения коленчатого вала. В таких случая говорят, что сальник «потек».
Замена сальника коленвала – процедура, стоимость которой в СТО не низкая, особенно если виновник ремонта задний сальник — поменять его всегда сложнее.
Предназначение уплотнителя
Любой из автовладельцев, обладающий конкретными техзнаниями, понимает для чего нужен уплотнитель. Он предотвращает течь масла из масляной системы механизма. В нашем случае сальники расположены на обоих концах коленвала. Каждый имеет свой размер и стоимость. Соответственно один из них — передний, другой – задний. Рассмотрим, как поменять каждый из них.
Если течет из двигателя, то подозрения у опытного автомобилиста мгновенно падают именно на сальники и манжеты. Их задача – уплотнять вращающиеся соединения.
Коленвал является важным узлом автомобиля. Блок двигателя – это всегда довольно сложная конструкция. Если обнаруживается течь, вероятнее всего, потек уплотнитель, поставленный на концах коленвала. Последний обязан выступать наружу из блока двигателя обеими своими сторонами.
С переднего фланга на коленвале фиксируется колесо ГРМ, с заднего – элементы сцепления (что в некотором роде объясняет неодинаковый размер концов вала). Безусловно, никакая течь масла в данном случае не уместна. Смазка должна всегда оставаться внутри блока двигателя.
Почему сальник портится
Течь масла – всегда неприятно и опасно для двигателя. Из-за того что в ходе работы манжета теряет свою эластичность или просто портится, течь масла усиливается, создавая автовладельцу океан проблем. Зная, как проводится замена данного элемента, можно значительно облегчить себе жизнь.
Внимание. Меняется задний и передний сальник своими руками по-разному, так как уплотнители существенно отличаются из-за особенностей строения силовой установки. Имеет значение, безусловно, и размер.
Манжеты или сальники применяются в автомобилестроении давно, у них не простое назначение и конструктивные особенности.
Подробнее это выглядит следующим образом. Сам уплотнитель в процессе вращения вала плотно прилегает к поверхности. Чтобы уплотнение было всегда эффективным, предусмотрены на сальнике особые насечки. Если манжеты новые, масло не течет, нигде не пропускает.
Со временем кромки сальников садятся, элементы устаревают, поэтому они более не способны обеспечивать требуемое уплотнение. Результат – течет смазка, что может произойти как спереди вала, так и сзади.
Подготовительные работы
- Привести в порядок машину и рабочую зону.
- Подобрать комплект необходимых инструментов.
- Купить расходники и запасные элементы.
Стоимость уплотнителей для коленвала не очень высока. Как и говорилось, размер сальников тоже бывает не одинаковый. Ведь у них разные конструктивные особенности.
Необходимо на этапе подготовки позаботиться о новых прокладках, если такие придут в негодность в процессе замены. Их стоимость низкая, а эффективность высокая. Как правило, если течет масло, то «виновными» бывают не только сальники.
Что касается инструментария, то это стандартный комплект отверток, ключей, а также набор специальных оправок для монтажа уплотнителей своими руками.
Примечание. Опять же, здесь приходится учитывать размер сальников. К примеру, на «девятки» для ремонта переднего уплотнителя нужно подготовить ключ-торец на 27, замена заднего уплотнителя проводится уже приспособлением с наружным диаметром 90 мм.
И наконец, подготовительные работы всегда подразумевают чистоту рабочей зоны. В данном случае надо будет тщательно вымыть силовую установку, очистив ее от грязи и следов масла. Пятна от смазки обязательно будут, если течет уплотнитель.
Как сменить задний уплотнитель
Это всегда сложнее, чем установка нового переднего сальника. Необходимо учитывать конструктивные особенности, ведь снять задний уплотнитель, который потек, труднее по причине его скрытности. Сальник находится за системой сцепления, что подразумевает обязательный демонтаж коробки, маховика и т.д.
Учтите, что если сальник течет, смазочные материалы могут попасть на элементы сцепления и маховика, что в разы уменьшит фрикционные свойства.
Задний уплотнитель сидит в оригинальном корпусе, фиксируемом на нескольких болтах. Два из них ввинчиваются с нижней части, прямо сквозь поддон картера.
После снятия, новый задний уплотнитель коленвала запрессовывается на место старого. Размер сальника не маленький, что в разы облегчает установку.
Прост уплотнитель также и по конструкции, так что никаких проблем с впрессовкой не наблюдается. Единственная сложность — это обеспечение доступа к сальнику.
Как обновить передний уплотнитель
Это сделать уже намного легче и быстрее. Расположен данный уплотнитель непосредственно у конца втулки, на которой сидит колесо ГРМ. Для примера рассмотрим ВАЗ 2109. Чтобы осуществить замену сальника спереди, надо в первую очередь демонтировать моторную защиту и чехол ремня ГРМ.
После этого поршень 1-го цилиндра ставится в позицию ВМТ. Ремень ослабляется и снимается.
Теперь надо демонтировать колесо спереди, поддомкратив его. Затем снимаются шкив и генераторный ремень. Обязательно демонтируется колесо вала со шпонкой.
Сальник нужно аккуратно извлечь с помощью отвертки, а затем установить новый.
Перед впрессовкой нового манжета внутреннюю поверхность нужно смазать маслом. Если посадочное место коленчатого вала имеет большую выработку, возможно, установка нового уплотнителя не сможет полностью устранить проблему.
Новый уплотнитель ставится с помощью насадки или ключа-трубки на 27.
Учтите, что есть немалая вероятность испортить поверхность коленвала, а это уже большие затраты. Демонтаж переднего сальника стоит производить, не царапая посадочное место.
Если вы мотоциклист, владелец Иж Планеты, например, то замена сальника коленвала проводится в подобном же русле, безусловно, с учетом конструктивных особенностей автомобильного и мотоциклетного двигателей. Стоимость уплотнителей примерно сопоставима.
Как поменять сальник коленвала
- Резиновый армированный манжет или сальник – это специальное устройство, которое служит для уплотнения подвижных частей в механизмах и деталях автомобиля.
- Сальники, которые расположены в отверстиях корпуса двигателя, бывают:
- – с одной кромкой – для предотвращения течи масла из двигателя;
- – с одной кромкой и пыльником – для предотвращения течи масла, а также для защиты от попадания грязи и пыли во внутрь мотора.
Первым признаком того, что необходимо менять сальники является течь масла в двигателе. Пошагово разберём замену переднего и заднего сальника коленвала, а также какой инструмент Вам понадобится для работы.
- Инструмент необходимый для замены сальников:
- – набор ключей и отвёрток;
- – ключ для натяжки ремня ГРМ;
- – смазка;
- – ёмкость для масла;
- – моторное масло (если необходима его замена);
- – термостойкий герметик.
- Предварительные действия:
- – обесточиваем автомобиль;
- – ослабляем болты генератора и снимаем ремень ГРМ;
- – сливаем масло с двигателя.
- Замена переднего сальника коленвала
Разберём порядок замены переднего сальника. Для начала снимаем защиту двигателя и поддон для масла. Аккуратно снимаем зубчатый ремень распредвала. Важно не допустить вращения коленвала и распредвала, так как можно повредить клапаны двигателя.
Далее стягиваем шкив с коленвала, это удобно делать двумя плоскими отвёртками. Откручиваем болты держателя маслоприёмника,снимем его, а после снимаем и масляный насос.
Для этого откручиваем болты держащие насос, поддеваем его отвёрткой и отодвигаем от крышки подшипников.
Добравшись до старого сальника вытаскиваем его из гнезда которое расположено в крышке насоса. Крышку масляного насоса необходимо промыть бензином и насухо вытереть. Берём новый сальник и правильно, рабочей кромкой внутрь, ставим сальник в своё посадочное место. Посадочное место, перед установкой сальника, необходимо смазать. Устанавливаем масляный насос на место.
- Теперь необходимо собрать снятые детали и механизмы в обратном порядке и залить масло в двигатель.
- Замена заднего сальника коленвала
Разберём как поменять задний сальник. Сначала снимаем коробку переключения передач, а после диск сцепления. Далее снимаем маховик и откручиваем болты крепления держателя сальника. Снимаем держатель вместе с прокладкой. Достаём сальник из обоймы держателя. Прочищаем держатель, а если он повреждён, то производим его замену.
Новый сальник, с нанесённым герметиком, устанавливаем рабочей кромкой внутрь в держатель. Также желательно сразу заменить прокладку держателя. На фланец коленвала наносим смазку и одеваем держатель сальника.
Сборку после установки выполнить в обратном порядке.
Наш интернет-магазин предлагает широкий ассортимент сальников различных брендов, одними из наиболее популярных в настоящее время являются сальники от немецкого производителя VICTOR REINZ,они хорошо зарекомендовали себя и не имеют нареканий. Ниже представлены сальники VICTOR REINZ на некоторые популярные модели, которые, как и любые другие, вы можете купить на нашем сайте.